Опубликовано 18 октября 2019 в 16:21

Рекомендации для родителей

Наконец, благодаря совместным усилиям ребенка, родителей и логопеда, у нас начал получаться"трудный"звук! Это означает, что звук поставлен, но это ещё не конец работы. Ребенку всё ещё трудно произносить его в свободной речи. Особенные трудности вызывают слова, в которых"трудный"звук встречается не один раз, или рядом с ним находятся другие, не менее"трудные"звуки, или слово слишком длинное, а когда ребенок торопится поделиться интересной новостью -"трудный"звук вообще пропадает или становится таким же неправильным, как был раньше. В чём же причина? Неужели все эти недели, а иногда и месяцы тяжелой работы прошли даром? Совсем нет! Постановка звука предполагает, что данный звук произносится изолированно от других, т.е. вне слова или предложения. Иными словами, неправильное произношение звука можно сравнить с вредной привычкой, от которой, порой, совсем нелегко избавится. Мы научились правильно произносить звук, а теперь необходимо искоренить вредную привычку говорить его не правильно и укрепить (привыкнуть) произносить этот звук так как нужно. Для того, чтобы закрепить произношение звука, нужно его автоматизировать.
Начинать закрепление звука - или - его автоматизацию - можно только после того, как мы убедились в том, что ребенок может самостоятельно, без затруднений, свободно произнести поставленный звук.
Теперь нам нужно заняться введением поставленного звука сначала в слоги, затем в слова, в предложения, потом перейти на более сложный материал - чистоговорки, потешки, скороговорки, стихи, тексты. Автоматизацию звука на каждом этапе необходимо проводить последовательно. Нельзя переходить к более сложному материалу, пока не усвоен материал предыдущего этапа. Автоматизация звука ставит своей целью правильное его произношение во фразовой речи.
Залогом успешного и быстрого овладения ребенком правильным произношением поставленного звука является понимание окружающих взрослых, что для ребёнка это сложнейший труд. Мы должны постоянно поддерживать, помогать и подбадривать ребенка. Не стоит требовать от него мгновенных результатов. Сначала необходимо постоянно обращать внимание ребенка, если вдруг звук не получился. Но делать это нужно корректно - просто произнести не получившееся слово правильно, акцентируя внимание на проблемный звук, т.е. произнести его утрированно - более четче и длиннее обычного. И только по истечении некоторого времени просить ребенка повторить за вами"сломанное"слово правильно. Этот приём бывает совсем не нужен, потому, что детки, чувствуя поддержку, любовь и заботу взрослого, часто стараются угодить ему, и без лишних напоминаний и просьб повторяют за взрослым"сломанное"слово, изо всех сил стараясь исправить эту поломку.
Но что же делать, если процесс включения поставленного звука в речь, по вашему мнению, слишком затянулся? Здесь, прежде всего, необходимо помнить, что дети не могут постоянно контролировать свою речь, а делать это нужно именно постоянно! Поэтому мы, взрослые, должны взять эту ношу на себя, так как только постоянный контроль гарантирует быстрое включение звука в речь.